^Вверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

В Музее боевой и трудовой славы имени 44-й гвардейской Барановичской Краснознаменной стрелковой дивизии экспозиции содержат более 3-х тысяч экспонатов о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, об истории создания колледжа и его первого базового предприятия - Хлопчатобумажного комбината.


УО "БарГПТК СО"
Телефон: 80163477915
e-mail: bt_s22@mail.ru

Для справки

Музей колледжа

боевой и трудовой славы имени 44-й гвардейской Барановичской краснознаменной стрелковой дивизии

Экспонаты музея

 Ткацкий станок Мотовило СабляБарельеф Шинель Книга отзывов Выпускники училища Экспонаты Бюсты  

Поисковая работа

Форма входа

Система Orphus

QR КОД

Здесь можно купить рыболовные катушки

Мемориальный комплекс "Урочище Гай"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Памятник на месте расстрела фашистами чехословацких граждан, урочище Гай.
Адрес: Брестская обл., г.Барановичи, в 1,5 км от ул. Кирова, на окраине леса.

Географические координаты: N 53° 08' 160" E 25° 54' 276"

На окраине города Барановичи в урочище Гай, в живописном уголке лесного массива, встречает всех проезжающих по железной дороге Минск-Брест мемориальный комплекс — протянутые вверх руки венчает арка с колоколом.

Немецкие фашисты, решая «еврейский вопрос», вели в городе Барановичи уничтожение не только местных евреев, но и евреев, привезенных из Минска, Чехословакии, Германии, Польши и Австрии.

В конце июня 1942 года на станцию Барановичи в специальных эшелонах были привезены из г. Терезина чехословацкие подданные с семьями из разных городов Чехословакии, преимущественно интеллигенция (врачи, инженеры, учителя и другие). По прибытии эшелона на станцию привезенным было предложено оставить все свои вещи, сесть в машины и поехать на обед. Под предлогом обеда их вывезли из города на расстояние 2 километров в урочище Гай, где они были расстреляны.

Многие свидетели рассказывали также о случаях уничтожения в городе граждан Польши, Австрии, Германии. После расстрела в июне 1942 года граждан Чехословакии, эти уничтожения велись более скрыто и документально не отражены, поэтому нигде не приводятся точные данные.

Барановичские власти в конце 1960-х годов приняли решение установить на месте расстрела чехословацких граждан мемориальный знак. Но масштабы трагедии заставили авторский коллектив, работавший над его проектом, отказаться от первоначального замысла и создать целый ансамбль.

Строительство мемориала продолжалось 2 года: с 1969 года по 1971. Открытие состоялось 24 июня 1972 года, через 30 лет после трагедии, свидетелем которой стал окружавший с трех сторон мемориал – лес.

24 июня 1972 г.  на северо-восточной окраине города  в урочище ”Гай”  состоялось открытие мемориала чехословацким гражданам, погибшим от рук фашистов.  Авторы памятника архитекторы А. И. Макаров, А. Г. Маренич, Н. Н. Миловидов, скульптор М. С. Альтшулер.

Начинается мемориал с седой бетонной плиты. В тот июньский день 1942 года здесь была их граница между жизнью и смертью. В лаконичных пластичных формах низкой плиты вытянутой от края до края дороги, словно угадываются тысячи ног, что ступили последний раз на этот порог… И как бы усиливая эмоциональное звучание этого элемента, по центральной оси символический «порог жизни и смерти» раскалывает ломанная линия. По одну сторону от нее остается спокойная шероховатость бетонного монолита, по другую — испещренный линиями уступ. Порог жизни и смерти — это музыка в камне… Музыка, которая на одной ноте от мажорного звучания переходит в рвущийся из сердца крик проклятия палачам.

Напротив «порога жизни и смерти» на противоположном конце территории мемориального комплекса, — уложены 3 символических камня-валуна.

 Это символы трех тысяч расстрелянных здесь людей. Валуны разные: большой, маленький и средний, так как символизируют собой людей разного возраста, представителей трех поколений. Ведь в урочище Гай от рук гитлеровских палачей погибли и старики, и взрослые, и дети.

Между «порогом жизни и смерти» и тремя валунами — грунтовое покрытие, поросшее низкорослой травой. Это остаток грунтовой дороги, ставшей последней в жизни трех тысяч ни в чем неповинных людей.

Она приводит нас к центральному памятнику-монументу, который представляет собой арку, образованную двумя 12-ти метровыми железобетонными опорами, очертания которых повторяют формы столбов, ограждавших фашистские концлагеря.

К опорам на цепях, имитирующих колючую проволоку, — сопутствующую, как правило, столбам концлагерей, подвешены два колокола. Наружный декоративный изготовлен из кованой меди.

Благодаря сравнительно небольшому весу и значительным размерам (высота колокола более 1,5 м) он колеблется при легком дуновении ветра и при этом системой шаров ударяет в помещенный внутри него бронзовый колокол. И тогда над окрестностью раздается колокольный звон. Протяжный и скорбный – при легких порывах ветра, и переходящий в яростный набат – при сильных. В этой тревожной мелодии звучат и реквием и гимн.

Символические опоры, образующие арку, в нижней части объедены кубом из кованой меди. На нём горельефы, изображающие людские руки. Эти руки словно поднялись из могил, пронзив толщу земли. На горельефах, укрепленных на южной стороне арки, обращенной к железной дороге, изображены руки, выражающие протест, негодование, проклятие фашистским извергам и призыв к борьбе с ними. Эти руки гневно сжимаются в кулак, эти руки тянутся к колоколу, чтобы ударить в набат, чтобы звать на помощь, чтобы кричать всему миру о том злодеянии, которое готовится здесь гитлеровцами. И рядом с ними – детские ручонки, сложенные в мольбе и взывающие к пощаде. На горельефе, укрепленном с северной теневой стороны памятника, тоже людские руки, но уже совсем другие… Это руки, поникшие от мук и безразмерного горя. Они ищут поддержки друг у друга. Они сжимаются от боли, цепляются за край могил. И среди этого леса скорбно воздетых рук особым образом выделяется хрупкая детская ручонка.

От памятника вглубь леса ведут две бетонированные дорожки. Между плитами оставлено свободное пространство, заросшее зеленой травой. Серая и зеленая полоски. Их чередование ассоциируется с полосатой одеждой, которую носили узники в фашистских концлагерях. И хотя на расстрелянных в урочище Гай чехословацких гражданах была домашняя одежда, а не арестантские халаты узников, их постигла та же участь.

Работавшая сразу после освобождения в 1944 году Барановичская городская комиссия по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистстких захватчиков отметила в акте: «В 3 км от Баранович, в лесу «Гай» обнаружены 2 ямы-могилы размерами 25х3,5 м и второвая 15х4 м. При частичном вскрытии ям-могил в нескольких местах с поверхности 0,6 м и на глубину 3 м найдены останки трупов в огромном количестве. Показаниями свидетелей и межэкспертизы установлено, что в лесу «Гай» захоронено 3000 человек, расстрелянных летом 1942 года».

Больше об этих людях узнать так ничего и не удалось. В настоящее время установлены имена одной тысячи погибших в Гаю. Списки погибших хранятся в Барановичском краеведческом музее.

Символическая стена расстрела замыкает и объединяет композицию мемориального комплекса. Привычный на белорусской земле камень-валун уложен в нее рукой мастера. Каждой человеческой жизни, оборвавшейся на этом месте, независимо от того, длинной или короткой она была, посвящен отдельный камень. Их ровно три тысячи. По числу расстрелянных здесь людей.

На стене – мемориальная доска из черного мрамора. На ней надпись на русском и чешском языках «Светлой памяти чехословацких братьев» и миртовая ветвь — символ вечной памяти.

В урочище Гай царит тишина. Как-то немодно нынче стало посещать подобные места. Но из истории страниц не вычеркнешь, тем более черных и трагических. А сохранять память о событиях военных лет, как бы они далеко ни отстали по времени, — святая обязанность всех ныне живущих.

На фото: Бегер Татьяна, Дайнеко Юля, Бухтиярова Алина

Copyrigcht © 2014-2018. Музей УО "Барановичский ГПТ колледж сферы обслуживания"